
ЭЭта запись лишь косвенно относится к рубрике ремонтов, поскольку ничего глобального ремонтировать не пришлось. Банальная замена высохших электролитических конденсаторов, чистка и смазка ЛПМ, и проверка характеристик с помощью измерительной кассеты, — и магнитофон, к радости хозяина, великолепно запел.
ООрель-101-1 Стерео один из немногих отечественных магнитофонов, вызывающий уважение, как за свои технические характеристики, так и за качество сборки.
«Бывалые магнитофоноводы» особенно отмечают отличное качество звучания и записи, заслуга которого еще и в применении импортной универсальной головки CANON. Для отечественного магнитофона, произведенного на оборонном заводе наличие импортного элемента — явление весьма редкое.
ВВидеосюжет про Орель получился скучным, и малоинформативным, учитывая полное отсутствие комментариев от первого лица, но некоторые фото значительно раскрывают секрет популярности Орели среди меломанов.
ВВероятнее всего, инженеры Днепропетровского машиностроительного завода, разрабатывая Орель-101-1, вдохновлялись импортным изделием компании Toshiba: AUREX PC-D15

ППервое, что бросается в глаза, еще не влезая внутрь магнитофона — это его компактный размер и большой вес. Создается впечатление, что этот «малыш» весь сделан из монолитного куска металла. Железа в нем, действительно, не пожалели.
ППод крышкой нас ожидает пример того, как должно было выглядеть каждое бытовое электронное изделие. Магнитофон имеет блочную конструкцию, что значительно упрощает его обслуживание и ремонт. Все регулировочные элементы ориентированны вверх, что позволяет произвести подстройку вообще ничего не откручивая и не вынимая.

ВВ традиционной отечественной компоновке узлов, трансформатор располагается в дальнем углу с левой стороны, напротив ЛПМ. В Орель-101-1 инженеры поступили разумнее, разместив трансформатор максимально далеко от ЛПМ, чем ослабили влияние сетевых наводок на магнитную головку. Кроме того, применен тороидальный трансформатор, да еще и в пермаллоевом экране. Другими словами, приняты все возможные меры, чтобы сетевой фон не проникал в звуковой тракт.

ППотрясающе монументально выглядит станина ЛПМ, выполненная из цельного фрезерованного куска алюминиевого сплава.


ООтдельного внимания заслуживают разъемы, примененные в магнитофоне. Во-первых, речь о разъемах, соединяющих все платы с основной платой. Контакты посеребренные, разъемы плотно крепятся к платам, крепеж покрыт тонким (!) слоем салатовой краски, исключая самопроизвольное раскручивание болтов и гаек.


ННу, и вот эти «воистину» военные разъемы, идущие от ЛПМ, индикатора, и регуляторов передней панели, венчают общую монументальную картину.

ННа фото закрался старый советский конденсатор. На самом деле их осталось несколько. Кто занимается реставрацией, или просто ремонтом старой аппаратуры, часто сталкиваются с тем, что неполярных электролитических конденсаторов нет в наличии или под рукой, а ставить последовательно, «навстречу друг другу», два полярных — «колхоз». Вот и в этом случае, несколько «неполярников» остались не заменены. Еще хуже история с аксиальными электролитическими конденсаторами. Хуже в плане «доставаемости». А в плане выживаемости — они намного долговечнее своих младших «неполярных собратьев». Вот и в этом аппарате аксиальные электролитические конденсаторы остались родные, т.к. их емкость и ESR в норме. К сожалению, так бывает редко, но на этот раз владельцу повезло. Все-таки, не все электронные компоненты в этом магнитофоне имеют военную приемку.

ЕЕще к особенностям Орель-101-1 можно отнести применение дорогих, по сегодняшним меркам, операционных усилителей, выполненных в металле. Конечно, есть ОУ в пластике, с гораздо более выдающимися параметрами, но из отечественных одни из самых лучших уже установлены здесь. Сегодня, любители моддинга легко найдут замену этим ОУ, и смогут выжать из штатной схемотехники еще немного децибел в пользу сигнала по отношению к шуму. Но даже без этих мер Орель-101-1 прекрасно звучит.
ВВыводы. Магнитофон, попавший ко мне на обслуживание был выпущен в мае 1986 года. На момент проведения профилактики ему был 31год. Наличие потертостей вокруг кнопок, наклейки возле кнопки «Сеть», и некоторых других косвенных признаков указывало на то, что магнитофон эксплуатировался, и достаточно активно. Судя по отсутствию не заводских паек — магнитофон не бывал в ремонте никогда. С точки зрения сохранности механики, в первую очередь, — он оказался в отличном состоянии. Надежность великолепная! Раздельная компоновка УВ и УЗ подталкивает к мысли несложного внедрения сквозного канала, но если уж и «влезать в этот лес», то придется начинать с механики, поскольку ее брутальность не гарантирует высокого качества. Т.е. качество высокое для своего времени, безусловно. Но по прошествии лет, появились магнитофоны с более интеллектуальной системой управления, более аккуратным обращением с лентой, с более тихими ЛПМ, и т.д. Другими словами, Орель-101-1 ценен таким, какой есть. По праву один из самых качественных, технически продуманных, и великолепно исполненных магнитофонов своего времени.