ННе так давно мне довелось испытать СДП-2 Николая Сухова в магнитофоне Вильма-204. Эта очень давняя публикация автора в журнале Радио прошла меня стороной, и лишь спустя 20 лет, как магнитофон выпал из нашей повседневной жизни, я обратил внимание на эту статью, и решил повторить доработку.
ВВ процессе экспериментов сам магнитофон пришлось починить, поскольку он давно не эксплуатировался, и имел много проблем как по электронной части, так и по механике. Восстановил его я быстро, но с СДП история тянулась долго. Причин было много. Но суть повествования не в этом. Время от времени, я открывал инструкцию по ремонту, и выполнял последовательно шаги по настройке магнитофона, приближаясь к финишу. Но в каждый последующий раз настройки незначительно «уплывали». То индикатор вдруг в одном канале добавит +1дБ, то внезапно АЧХ усилителя изменится без всяких на то причин, то еще что-то произойдет. И приходилось все начинать сначала, с настройки усилителя воспроизведения… В какой-то момент я заметил, что подстроечные резисторы подсохли, из-за этого был плохой контакт подвижного элемента со средним выводом, и из-за этого же сбивались настройки. Я замочил на сутки резисторы в смеси спирта и масла, и стало лучше. Но поскольку я долго решал вопрос с печатной платой СДП, то магнитофон какое-то время просто стоял без верхней крышки, обрастая пылью. При очередном включении я снова заметил, что некоторые настройки совсем немного, но сбились. Если руководствоваться инструкцией, то эти изменения укладываются в рамки, и допустимы. Но мне это очень не понравилось, поскольку ГОСТ-ом определена предельная неравномерность АЧХ в конкретном диапазоне частот для разных типов ленты, и речь там идет о неравномерности всего в 2-3дБ, а по факту получается, что только из-за некачественных деталей эти параметры могут «гулять» на 1-2дБ от случая к случаю. И это не учитывая неравномерность, вносимую другими факторами (лента, головка, ролик, и т.п.). Всего этого не слышно при прослушивании музыки, но прекрасно видно приборами.
ВВпервые я столкнулся с этой ситуацией много лет назад, когда ремонтировал Вильму первый раз, и по причине ужасных подстроечных резисторов в блоке питания, напряжение ±15В в ней прыгало, и в конце концов, погорела часть системы управления (КР), несколько полевых ключей К547КП1А, и редкая нынче микросхема К157ДА1 в индикаторе. Вторая проблема блока питания Вильмы 102/104/204 — это окисление дорожек под лаком, а также под диодами выпрямительного моста. Но об этом в другой раз.
ВВильмы 104 и 204 не содержат редких подстроечных резисторов, поэтому их замена не является какой-либо сложной проблемой. Все резисторы СП3-38а, и несколько СП3-38в. Причем последние не так подвержены высыханию, рассыпанию и пр., поскольку просто больше размером. Возможно, это вопрос времени, но СП3-38в я оставил на месте, а СП3-38а заменил на 3296 везде, где это было возможно. Во-первых, 3296 многооборотные, что кратно увеличивает точность настройки. Во-вторых, у 3296 закрытый корпус, что делает их более стойкими к изменению условий окружающей среды. Но существуют и сложности, и главная из них — это стоимость. Розничная цена одного подстроечного резистора 3296 может достигать 70-80р. А их потребуется очень много. Вторая сложность — номинальный ряд. В Вильме, как и во многих других магнитофонах, используются такие номиналы, как 2.2кОм, 4.7кОм, 47кОм, и т.д. А в продаже есть 2кОм, 5кОм, 50кОм. Т.е. номинальные ряды разные. Но в большинстве мест установки это некритично. И третья сложность, — форм-фактор. СП3-38а имеет совершенно другой форм-фактор, и не один из форм-факторов 3296 ему не соответствует. Например, из-за особенности конструкции магнитофона, в индикатор 3296 не подойдут вовсе. Просто не получится их туда установить. Но даже если это удастся, выглядеть это будет «колхозно», а оперативно подстроить индикатор, не снимая верхней планки не получится. В индикатор, при необходимости, можно поставить подстроечные резисторы RM063. Но несмотря на все эти сложности, такое «обновление» сильно упростит настройку и дальнейшую эксплуатацию магнитофона, что подтвердилось уже многолетним результатом работы той самой первой Вильмы. Про подстроечники это вся история. Их просто нужно менять, если есть признаки их «усталости». Про электролитические конденсаторы я намеренно умалчиваю, поскольку не все разделяют точку зрения, что их необходимо менять все, и сразу, если аппарату более 30 лет.
ДДалее речь пойдет о пленочных конденсаторах. В Вильме 102/104/110/204/212 и т.п. можно встретить большое разнообразие устанавливаемых пленочных конденсаторов, зачастую вызывающих вопросы. От К73-17 до К71-7. Ничего плохого в конденсаторах К73-9 и К73-17 нет, они работают, и на этом все. Но также известно, что лавсановые (К73-хх) уступают полистирольным (К71, К70) и фторопластовым (К72). Это связано в первую очередь, с материалом диэлектрика, который влияет и на стабильность параметров, и на долговечность. К71-7 в Вильме мне попадались дважды. Это очень редко применяемые в бытовой аппаратуре конденсаторы, и в моем случае на них был штамп военной приемки. Возможно, это был чей-то «апгрейд», но пайка выглядела равномерной. К71-7 имеют размеры больше К73-17. Из-за этого в некоторые блоки их поставить сложно. И К71-7 довольно не просто найти в продаже. Не какие-нибудь, а разумеется, нужных номиналов.
ФФторопластовые К72-8 на напряжение менее 1000В нужных номиналов тоже найти не удалось, а на 1000В они также громоздки. Но чем же плохи К73-17? Возрастом. Срок хранения без эксплуатации, и с соблюдением строгих условий по температуре и влажности варьируется у разных производителей от 12 до 20 лет. Срок эксплуатации 10000 часов. Редкий магнитофон отработает 10000 часов, но вот условия хранения и возраст — это критерии весомые. И не то, чтобы конденсаторы после 20 лет взяли, и дружно вышли из строя. Вовсе нет. Но компаунд теряет эластичность, трескается. Диэлектрик (ПЭТ) может и не очень подвержен воздействию влаги и перепадам температур, а вот алюминиевые обкладки за 20 лет могут начать деградировать. Это обычно не приводит к мгновенному разрушению, особенно на низких напряжениях, которые есть в магнитофоне, но изменить свойства фильтра, цепи коррекции, и т.п. — такой конденсатор вполне в состоянии. Если не гоняться за полистирольными или фторопластовыми конденсаторами, то замена состарившегося ПЭТ на ПЭТ свежий вполне оправдана. Самый доступный сегодня бренд неплохих ПЭТ конденсаторов — EPCOS. Вот на них и остановимся пока.
ППлавно мы добрались до больной во всех смыслах темы — К157УД2. Во всей аппаратуре СССР этот ОУ самый распространенный. И надо признаться, довольно надежный. Часто каскад на К157УД2 возбуждается, и этот «писк» пролезает в звук. К157УД2 — сдвоенный ОУ, и часто случается, что половинки используются в абсолютно разных местах схемы и неодинаковых условиях. Помимо взаимного влияния друг на друга, часто один из пары ОУ выходит из строя, и тогда приходится менять ИМС на новую. Но один из главных недостатков применения К157УД2 в аппаратуре магнитной записи — ее собственный шум. Крайне сложно построить на К157УД2 малошумящий усилитель, не прибегая к дополнительным мерам. Все еще более осложняется, когда выясняется, что нет прямого и полного аналога этой ИМС. В качестве замены, я попробую использовать более эффективный сдвоенный ОУ LM4562MA в корпусе SOIC-8 через переходник на DIP-14. LM4562MA в SOIC-8 стоит дешевле DIP-14, поэтому выбор пал на него.
О«Обновление» я начал с УЗ, поскольку он проще всего, и имеет меньшее количество деталей. КМОП-ключи К547КП1А можно заменить на герконовые реле, т.к. ключи собраны на единой подложке, и со временем у них проявляется негативный эффект — проникновение соседних каналов. Если такой ключ коммутирует управляющие цепи — это не проблема. Но если коммутации подвержен звук — это сильно ухудшает параметры всего звукового тракта. В крайнем случае, можно просто поставить более новые К547КП1А, которые произведены в 2010-х гг, и у которых еще нет «утечки». Это будет зависеть от результатов испытаний. Испытания планируются после апгрейда всех узлов, а сравнивать буду УЗ оригинальный, со всеми родными деталями, и этот УЗ, с новыми ОУ, конденсаторами, и подстроечниками.