В далёком 1981-м году промышленность Советского Союза представила потребителю невиданную ранее диковинную продукцию увеселительного характера – магнитофон-приставку Вильма 102-Стерео.
Рекламный проспект обещал много интересного: поддержку компакт-кассет с лентой трех типов Fe2O3, CrO2 и FeCr (Fe не поддерживался), сендастовую износостойкую головку, частотный диапазон до 16кГц, систему ШП, совместимую с Dolby B, оперативную подстройку записи и подмагничивания, и сквозной канал. Но и это было далеко не всё! В качестве транспорта ленты предлагалось ни много, ни мало: двух-тонвальная система на ременном приводе, закрытый тракт, два мотора (один на тонвалы, второй – на подмотки), три головки (одна стирающая, и одна комбинированная ГЗ+ГВ). Было заявлено о коэффициенте детонации не более 0.17%. А наиболее удачные экземпляры, получившие механику с минимальными разбросами параметров, получили наименование Вильма 010-Стерео, и обеспечивали уровень детонации не выше 0.15%. Отдельные экземпляры магнитных головок позволяли получить частотный диапазон на линейном выходе в пределах 20Гц-17кГц по уровню минус 20дБ с нелинейностью не более 2дБ! Удачный получился магнитофон, не правда ли? Смущал лишь один момент – резкий скачок в технологическом уровне производства. Не то чтобы мы не могли. Мы могли! Просто было нельзя взять и «сочинить» сразу вот такой удачный магнитофон, выделяющийся на голову в ровном строю середнячков. Мне стало любопытна история создания этого прекрасного магнитофона, и я решил углубиться в историю, и разыскать какие-нибудь подробности этого события. Я не ожидал, что история окажется такой интересной, а эта статья такой длинной. Но оно того стоило!
А был ли Планк? История одной беседы
ННа одном из популярных форумов обсуждалась история создания магнитофона Орбита МП-103, в дискуссии принимал участие один из разработчиков (к сожалению его настоящее имя пока неизвестно, а известен лишь никнейм – peratron, поэтому далее по тексту – Разработчик). Он поведал широкой публике, что Орбита МП-103 имела в своем оснащении ЛПМ, подобный ЛПМ Вильма 102-Стерео, но одновальный (открытый тракт), с обычной универсальной головкой. Орбита МП-103 магнитофон опытный, не серийный, поэтому мало кто его видел, но по фотографиям было очевидно – это подобный ЛПМ. Разработчик утверждал, что в начале 80-х СССР приобрел лицензию на производство, и производственную линию ЛПМ у компании «Эрнст Планк» (Ernst Plank KG), которая была развернута на базе Вильнюсского приборостроительного завода «Вильма». Производственная и сборочная линии вводились в эксплуатацию постепенно. Сначала запустили сборочную линию, на которой собирались ЛПМ из готовых импортированных деталей. Качество собранных на заводе «Вильма» ЛПМ не уступало качеству оригинала. Затем постепенно вводилась в эксплуатацию линия производства. Начались первые трудности, и упрощения. Так, практически сразу ЛПМ лишился функции реверса, поэтому базовая модель Вильма 102-Стерео уже не имела функции воспроизведения в обратном направлении, но сохранила двух-вальную конструкцию, закрытый тракт, и приобрела сквозной канал (функция Монитор). Кроме Вильма 102-Стерео точно такой же ЛПМ ставился на магнитофоны Вильма 010-Стерео, Вильма 110-Стерео, киевские Маяк 010-Стерео, Маяк 011-Стерео, и львовские копии Вильмы — Феникс 110-Стерео. Как стало известно совсем недавно, полный аналог ЛПМ Ernst Plank все же был. Он применялся в морском речевом регистраторе «Изделие П-425», но в бытовых магнитофонах, к сожалению, не встречался. В АМЗ П-425, как и в DUAL C839RC нет сквозного канала, но есть реверс и закрытый тракт. Нужен ли был закрытый тракт в морском речевом регистраторе, вопрос спорный, но он там есть.
ННо вернемся к беседе. Разработчик предположил, что возможно наши инженеры уклонялись от четкого повторения чертежей эталонного механизма, и поэтому не смогли (или не захотели) точно воссоздать механизм: с реверсом, и закрытым трактом одновременно. Но я склонен предполагать, что это было не чьим-то разгильдяйством, или ленью строго следовать технической документации. Сама конструкторская документация, которая недавно стала общедоступна, указывает на факты, что конструкция намерено была лишена реверса. Это было осознанное упрощение. На этот счет у меня есть две мысли. Или завод Вильма не располагал необходимого качества реверсными магнитными головками, или желание иметь сквозной канал было сильнее, чем иметь реверс. Напомню, что в DUAL C839RC сквозного канала нет, поскольку головка там универсальная (не комбинированная), на 4 дорожки. Для получения трех функций одновременно (закрытый тракт, сквозной канал, и реверс) необходимо дополнительно к конструктиву Планка вращать комбинированную головку. Ничего подобного в механизме Планка не было. Имеющиеся в номенклатуре Вильмы реверсные головки 3Д44Н.1, 3Д44.03 не имели требуемых параметров для аппарата 1й группы сложности. В итоге, в первых моделях Вильма 102-Стерео стояла комбинированная головка 3АВ24Н.1, которая позволяла реализовать сквозной канал, и была близка по частотным параметрам к требуемому уровню, хоть и была пермаллоевой, и имела малый ресурс. Но в таком случае – прощай реверс. Так, собственно, и получилось. Мысль о том, что слесарю просто лень было просверлить еще одно отверстие под второй тонвал я не разделяю. Завод Вильма – не подвал, а один из крупнейших заводов ОПК СССР. Соблюдение технологии при производстве, и следование КД там было обеспечено на должном уровне. Скорее всего, не было нужных головок. Чуть позднее, на том же заводе Вильма (в БКМЗ) была внедрена японская линия по производству магнитных головок JVC. Головки 3Д24.080, которые ставились в магнитофоны без сквозного канала Вильма 104-Стерео, Вильма 204-Стерео, и другие – точно были копиями JVC SA, поэтому вероятность того, что и вышедшие на смену пермаллоевым 3АВ24Н.1 сендастовые комбинированные головки для сквозного канала 3АВ24.010 – также были копиями японских головок JVC. Этому нет прямого подтверждения, но некоторые владельцы японских дек высказывались о схожести конструкции, и форме пакетов магнитных головок с японскими головками. Сопоставив историю Разработчика Орбиты, дату выхода первых магнитофонов Вильма 102-Стерео, и примерное время появления производства сендастовых головок в БКМЗ «Вильма», становится очевидно, что «Планк был».
История компании Эрнст Планк
ВВсе давно привыкли к тому, что в любой отрасли экономики существуют жесткие правила конкурентного соперничества. Мелкой компании с единичными продуктами крайне сложно выйти на большой рынок, и намного сложнее на нем удержаться. И когда я начал искать информацию о компании Ernst Plank, я увидел совсем не то, что искал. Компания Ernst Plank KG была основана в 1866 году 22-летним Эрнстом Планком (мастером-жестянщиком по профессии), производила и ремонтировала игрушки (модели детских паровозиков, корабликов, конструкторы, диапроекторы «волшебные фанари», и многое другое). Самым большим увлечением Э.Планка были паровые двигатели, поэтому существуют десятки моделей таких двигателей с его инициалами. Большинство производимых компанией игрушек приводились в движение именно этими миниатюрными паровыми двигателями на спирту. KG в названии – Kommanditgesellschaft, (товарищество на вере) форма собственности в немецком и австрийском праве. Компания располагалась в городе Нюрнберге, на Хохфедерштрассе, 40. Нюрнберг славился своими игрушками, а компания Эрнст Планк была второй по величине среди всех компаний-производителей игрушек в городе. В государственном реестре предприятий компания значилась как «Ernst Plank, Fabrik Optischer und Mechanischer Waren» (Эрнст Планк, Завод оптических и механических товаров). На товарах фирмы присутствовала торговая марка «E.P.».
ППроизводственные данные на рубеже веков показывают, что Планк ежегодно производил 80 000 паровых машин и локомотивов и около 150 000 «волшебных фонарей». К 1900 году в каталогах Планка содержалось огромное количество электрофизических устройств и весь спектр оптических устройств, игрушечных лодок, стационарных паровых двигателей и локомотивов. Каталоги были богато иллюстрированы, и почти каждое изделие сопровождалось детальной гравировкой и оформлением.
ККомпания пережила Первую мировую войну, но в 20-е годы производство «волшебных фонарей» постепенно прекратилось. Политический и экономический кризис 20-30хх годов сделал положение фирмы крайне тяжелым, и вынудил Карла Планка, (сына Эрнста Планка) продать компанию. В 1935м году братья Ханс и Фриц Шаллеры, стали её новыми владельцами. Фриц Шаллер, ранее работавший в крупном банке, и его брат Ханс, глава фабрики защитных очков, вместе открыли собственный бизнес. Компания стала носить название Schaller Brothers. Их интересовала в первую очередь оптика от «волшебных фонарей» Планка. Они отказались от производства игрушек, и сфокусировались на производстве домашнего кинооборудования.
История компании Noris
ППосле Второй мировой войны их компания была известна как Noris Projektion GmbH. Происхождение названия Noris тоже не менее интересно. Если вы присмотритесь к Нюрнбергу, то увидите, что почти каждая третья компания там называется Noris, независимо от того, производит ли она картон, бренди или что-то еще. Врач Фриц Хельвиг опубликовал путеводитель по Нюрнбергу в 1650 году, сравнивая в нем город Нюрнберг с «Нимфой Норис», которая позволяет читателю ощутить красоты ее империи. А основной бизнес-идеей братьев Шаллер была продажа проекторов. Так и появилось название Noris Projektion GmbH. (GmbH – форма собственности, аналог ООО в современной России). Предполагалось, видимо, что Noris будет торговой (сбытовой) компанией, а доброе имя Ernst Plank – высокой, зарекомендовавшей себя временем производственной маркой, права на которую принадлежали Noris Projektion GmbH.
ННемного хронологии из истории Noris Projektion GmbH. В 1955г. Noris создает 8-мм пленочную камеру Noris 8D. Вплоть до 60-х годов компания Noris помимо проекторов под собственным брендом, производит также аксессуары под маркой E.P., сохраняя тем самым в поле зрения потребителей марку Ernst Plank еще долгое время.
ННаибольшую популярность Noris завоевал с кинопроекторами «Norimat» со встроенным кассетным магнитофоном, который был представлен в 1972 году. Видеоряд синхронизировался с кассетой шестеренчатой передачей, из-за чего в первых моделях была ощутимая на слух детонация и дрожание звука.
СС 1972 года сотрудничество с Chinon в Японии. Созданы многочисленные модели, технология изготовления которых в большинстве своем точно такая же, как и у оригиналов Chinon. Производство около 50 000 пленочных фотоаппаратов в год.
СС 1976г. спад в бизнесе из-за упадка технологии Super 8. Noris попытается создать устройство для чтения микрофильмов в сотрудничестве с mdn-Mikrofilmdienst Nürnber, чтобы выправить свое экономическое положение.
ВВ 1976г. Noris представляет новую модель проектора «Norimat Studio», с новым ЛПМ. А в 1977г. Noris представляет модель проектора «Norimat Electronic», «Norimat Electronic Studio 2000», и «Norimat Special D» — улучшенные модели «Norimat Studio».
Noris Norimat Electronic Noris Norimat Electronic — магнитофон в торце кинопроектора Noris Norimat Electronic — механизм
Новые модели соответствовали стандарту DIN 45500, и имели частотный диапазон звукового сопровождения от 40 до 12500Гц, но в 1980 году это уже не помогало. Ernst Plank KG и сбытовая компания Noris Projektion GmbH оказались на грани банкротства. Владельцы бизнеса на тот момент – сыновья Ханса и Фрица: Ханс Ахим Шаллер и Ханс Гюнтер Шаллер. Одна из ведущих межрегиональных газет Германии «Frankfurter Allgemeine Zeitung» сообщает об убытках в размере 5 миллионов марок за последние три года, за которые генеральные партнеры Ханс Ахим и Ханс Гюнтер Шаллер также должны ответить своими частными активами. В текущем 1980 году опасаются потери еще трех миллионов марок. С годовым оборотом в 35 миллионов марок они занимают 15 процентов рынка звуковых кинопроекторов в Германии. Noris также производит проекторы для Photo-Porst. Ханс Гюнтер Шаллер о банкротстве: «Неутешительное развитие рынка кинопленок и резкое усиление конкуренции. К тому же неблагоприятный курс иены, что пошло на пользу японским производителям. И дело «EUMIG». Я был полностью в долгах, мог работать благодаря государственной поддержке и был вынужден работать со снижением цен из-за высоких запасов».
ВВ 1980 году 390 сотрудников Noris Projektion GmbH в Нюрнберге и в филиале в Хаузене недалеко от Форххайма были сокращены, а компания обанкротилась. Название бренда ненадолго появляется в 1982 году, когда компания Batavia, дочерняя компания Stinnes Group, приобрела права на Noris. Бывший совладелец Ханс Гюнтер Шаллер будет продавать проекторы для слайдов и пленок, которые построены в соответствии с новой концепцией с использованием инструментов Noris и произведены сторонними компаниями в Японии. Это продлится ещё в течение 18 месяцев. Т.е. к концу 1982г. компания Ernst Plank KG (Noris Projektion GmbH) перестала существовать.
Очень интересно. Но ничего не понятно!
ЗЗачем такие подробности, и такое внимание к деталям в истории этих компаний? А все просто – хронология дает четкое понимание этапов развития и упадка бизнеса Ernst Plank KG, Noris Projektion GmbH, и мне удалось сопоставить эти события с событиями в СССР. Со слов Разработчика Орбиты МП-103С, технологическая производственная линия ЛПМ Эрнст Планк была приобретена Вильмой в начале 80-х, и это действительно совпадает со временем банкротства Noris. Да и первая Вильма с ЛПМ «Эрнст Планк» появилась на рубеже 1981 и 1982 годов. А вторая причина такого внимания к вехам развития компании – поиск момента, когда на пути от механических игрушек до кинопроекторов появляется магнитофон. В 1972-м. И позднее, в хронологии развития компании Noris в 1977 году значится событие — Noris представляет модель проектора «Norimat Electronic». На фото проектора, на торце, виден встроенный магнитофон. К слову сказать, я вообще не сразу задумался о необходимости сопровождения видеоряда звуком, поскольку представлял себе кинопленку носителем и визуального кадра, и звука. Но я далек от тематики кинопроекторов, и даже сразу не заметил, что в торце этого проектора спрятан магнитофон с обычной компакт-кассетой. Он существенно отличается от «Norimat», имеет электронное управление, а не механическое. Немного напоминает что-то, что-то знакомое… Ну да! Это же Планк! Только в нем нет ведущего двигателя на тонвал. Но это тот самый ЛПМ Ernst Plank! Но погодите, а как же DUAL C839RC? Все владельцы магнитофонов Вильма твердо уверены, что прародитель их ЛПМ — DUAL C839RC, и это действительно кажется правдой. Он реверсный, но он с закрытым трактом, и он выглядит 1:1 как ЛПМ Вильма 102-Стерео. И появился он в 1979-м году, как раз за пару лет занял свою нишу на европейском рынке, и поехал покорять Россию. Чем не вариант? Может быть Советский Союз купил лицензию на ЛПМ у компании Noris (Ernst Plank), а та в свою очередь, купила ее в DUAL? Однако, нет. Продажи проекторов «Norimat Electronic», с ЛПМ Ernst Plank у Noris в 1977 году идут так плохо, что они решаются продать лицензию в DUAL (а не наоборот), и к 1979-у году появляется знаменитый DUAL C839RC. Модератор немецкого форума dual-board.de Norbert поведал мне, что действительно, фирма Ernst Plank KG выступала поставщиком ЛПМ для компании DUAL незадолго до появления магнитофона DUAL C839RC, и у него имеются документы, подтверждающие этот факт(!). Но тогда становится совсем непонятно. Если бы прародителем ЛПМ Вильма был DUAL, то нет вопросов: компания известный производитель магнитофонов, и вполне способна спроектировать и производить такой ЛПМ самостоятельно. Но DUAL его не проектировал, и не производил. DUAL его купил у Ernst Plank KG (Noris), как и Вильма. Noris Projektion GmbH – торговая компания, фокусирующаяся на кинопроекторах, а Ernst Plank KG – бренд, когда-то производивший игрушки. Как кто-то из них мог спроектировать и произвести такой ЛПМ? А если и смог, то почему только этот? Где модификации? Где варианты? Выходит, ни Noris, ни Ernst Plank не разрабатывали этот механизм. Но тогда кто?
ЯЯ не надеялся найти ответ, учитывая, что еще день назад мне не было известно 90% информации, которая легла в основу этой статьи. Но Norbert дал ответ и на этот вопрос. Удивительные вещи иногда происходят на белом свете! Автор, и разработчик этого механизма ни Ernst Plank KG, ни Noris Projektion GmbH, и не DUAL. «Entwickelt hat es schon um 1974 angeblich ein ehemaliger Mitarbeiter von Uher. (Говорят, что он был разработан бывшим сотрудником Uher еще в 1974 году )» — написал мне Norbert. «Как-то неуверенно ответил», подумал Штирлиц, и опустил кипятильник в ванну собеседника. (Шутка). Я на всякий случай спросил, а не знает ли он имени этого героя-молодца? «Es war der Ingenieur Oskar Hubert Richt» — абсолютно спокойно ответил Norbert. На этот раз Штирлиц уронил кипятильник в ванну собеседника совершенно нечаянно, от удивления и восторга. (Шутка).
Оскар Хуберт Рихт
ОOskar Hubert Richt – ключевой персонаж в этой истории. Именно Хуберт Рихт является автором, идеологом, и инженером-разработчиком ЛПМ, который мы наблюдаем в DUAL C-839RC и Вильма-102 (и других магнитофонах Вильма). Совершенно очевидно, что правильно было бы называть этот ЛПМ не ЛПМ Эрнста Планка, а ЛПМ Хуберта Рихта.
ППро самого Хуберта Рихта известно очень немного. Родился предположительно 22.07.1927г. Оскар Хуберт Рихт работал в компании Uher Werke, предположительно с начала 50-х годов, и практически до конца 1970-х годов. Компания Uher не была универсальным предприятием, а скорее являлась группой компаний. Например, «UHER & Co» занималась производством и продажей, а проектированием и разработкой занималась «Süddeutsche Mechanische Werkstätten» (SMW). Магнитофонами Uher заинтересовались в начале 50-х, но сказывалось отсутствие опыта, и компанию постигали постоянные технические неудачи. Примерно в 1953-м году инженер Telefunken, Альфонс Курцедер предложил контракт Вольфгангу Фрайхер фон Хонштейну, возглавлявшему Uher и SMW, на доработку магнитофонов Uher. Контракт был подписан, и началась активная работа. C 1953 по 1955 сотрудниками Uher (или SMW) Йозефом Кенигом, Хубертом Рихтом, Альбертом Либлом, и Германом Хааком разрабатывался магнитофон, получивший впоследствии название UHER 95. Он был представлен на выставке «Großen Deutschen Rundfunk-, Fernseh- und Phono-Ausstellung» в Дюссельдорфе, где вызвал огромный интерес, а в 1956-м удостоился премии Ганноверской промышленной ярмарки (UHER 95 пошел в серию в 1955-м году).
ББыл ли Хуберт Рихт сотрудником Uher, или SMW не так важно, поскольку это разделение носило больше юридический аспект. Важно то, что в 1955-м (Хуберту Рихту 28 лет) он был вписан в историю не только компании Uher, но и в историю развития магнитной записи в целом. Имя Хуберта Рихта появляется еще раз в 1961-м году. На радиовыставке в Берлине представлен Uher 4000, разработанный Хубертом Рихтом, Йозефом Кенигом и Альфредом Либлом. Uher 4000 – легендарный репортерский диктофон, служивший более 10 лет на службе в киноиндустрии, радиовещании, и даже в разведке у спецслужб (в т.ч. и в СССР). Хуберту Рихту на тот момент 34 года. Вероятно, существуют и другие выдающиеся работы Хуберта Рихта, и его соратников, но информации об этом ничтожно мало.
ВВ 1972-м году, управляющий Вольфганг Фрайхер фон Хонштейн покидает Uher, поскольку компания находится в тяжелом экономическом положении, и в последствии будет продана Wolfgang Assmann GmbH. Вероятно, в этот период Хуберт Рихт также покидает Uher. Точная дата его ухода неизвестна, но в патентных архивах есть Патент США 410625 от 15 августа 1978 «DRIVE UNIT FOR MAGNETIC TAPE-RECORDERS», заявка на который подана 16 декабря 1976 года. В этой заявке уже нет цессионария, а значит Хуберт Рихт и изобретатель, и в то же время коммерческие права принадлежат ему. На этот момент Хуберту Рихту 49 лет. Кстати, это и есть тот самый механизм, который с различными изменениями в дальнейшем и стал кассетным приводом в Noris Norimat Electronic, Dual C839RC, и Vilma 102-Stereo. А также, благодаря подсказке Норберта, стало известно, что такой ЛПМ ставился в магнитофон METZ Mecasound Studio 4920, и некоторые модели магнитофонов Körting.
Более ранний Патент США Хуберта Рихта от 27 июля 1976 года — 3972072 «DEVICE FOR INTRODUCING AND EJECTING A MAGNETIC TAPE CASSETTE FOR AMAGNETIC TAPE RECORDER». Здесь еще указан цессионарий «Uher Werke Munchen (Munich)». Заявка подана 8 мая 1974 года. Значит, Хуберт Рихт ушел из Uher примерно после 1976 года. Помимо этих двух документов, проливающих свет на длинную историю ЛПМ, у Хуберта Рихта еще более 70-ти патентов, многие из которых относятся к теме магнитной записи, и конструированию магнитофонов. Хуберт Рихт, после ухода из Uher, открыл собственную компанию «Richt-Magnetton GmbH». Из источников, которые мне удалось найти, стало известно только два события в этой компании:
- 31.05.1979 «Richt-Magnetton GmbH» зарегистрировано Окружным судом Мюнхена HRB 59296
- 18.08.2010 «Richt-Magnetton GmbH», Берг, район Штарнберг, Kreuzweg 44, D-82335 Berg. Общество распущено.
Совершенно очевидно, что компания, просуществовавшая 31год не могла не оставить никаких следов. Встречаются обрывочные сведения о ЛПМ «OEM-Background-Musikmodul RM 400-242» разработки Richt-Magnetton GmbH: «RM 400-242 предназначен для непрерывного воспроизведения Hi-Fi и фоновой музыки в моно или стерео, с превосходными характеристиками непрерывной работы. Согласно достоверным источникам, этот накопитель в большом количестве выпускался для OEM-клиентов — в качестве модуля фоновой музыки, но также использовался в качестве записывающего устройства для записи в секторе безопасности». Возможно, это фото является ранним прототипом RM 400.
Пару слов стоит добавить о дизайне магнитофонов марки Вильма, а в особенности Вильма 102-Стерео, Вильма 110-Стерео, Вильма 104-Стерео и Вильма 204-Стерео. Все они выполнены в едином стиле, и внешне отличаются только количеством органов управления, и мелкими деталями в оформлении. Кому-то этот дизайн нравится, кому-то нет, но я хотел обратить внимание на дизайн магнитофонов австрийской фирмы EUMIG. В частности на модели EUMIG FL-1000uP и EUMIG FL-900. Механическая и электронная начинка у них совершенно иная. Но вот внешность… Дизайнеры магнитофонов Вильма явно были под впечатлением от EUMIG, поскольку во многих деталях Вильмы угадывается австрийский дальний родственник. Я не заявляю, что это копия. Очевидно, что они разные. Но сходство как у Императора Российской Империи Николая II, и английского короля Георга V.
Небольшое дополнение. В теме про Орбиту МП-103 упоминалось, что при разработке Орбиты была попытка закрыть механизм крышкой (сделать кассетоприемник), но в силу конструкции, этого не удалось. Мешал 3мм тонвал. На двух фото ниже видно, что инженеры Noris и METZ тоже столкнулись с этой проблемой, но крышку они поставили. Правда открывается она необычно, снизу, а не сверху:
Огромная благодарность форуму dual-board.de, и его модератору Norbert-у (NOKO) за уникальные сведения, BillyDOS за редкие фото буклетов магнитофонов Вильма. В статье использованы и вольно пересказаны материалы с тематических форумов rt20mybb2.ru, tonbandwelt.de, uher-erinnerungen.de, radiomuseum.org, dampfradioforum.de, hifi-forum.de, и др., использованы фото кинопроекторов Noris Norimat с сайта van-eck.net, и прочие фото с различных публичных страниц в сети Интернет.
Патент Хуберта Рихта, с описанием и изображением механизма: https://patentimages.storage.googleapis.com/88/3c/90/69e35cbb5c2851/US4106725.pdf